Джеймс Норткот
Мало какая игра может похвастаться тем, что она является не просто развлекательным проектом, но и способна приносить реальную пользу.
«Ундервуд» создал Александр Гаген-Торн из Санкт-Петербурга а выпустила компания «Правильные игры». Эта настолка является карточным «Эрудитом», в который можно играть без игрового поля.
Время партии, в зависимости от числа игроков и нюансов правил, составляет от 10 до 50 минут, и рассчитана на двоих-десятерых человек.
Содержимое коробки:
- 102 карты с буквами;
- 4 карты "Ундервуд";
- 14 призовых карт;
- правила игры.
Карты упаковываются в пластиковые пакеты, но сами по себе они занимают немного места – как водится, коробка значительно больше, чем требуется. Карточки из плотного картона, выполнены в винтажном стиле.
Суть игры – составлять слова из приходящих к вам на руки букв, но все кажется слишком простым лишь на первый взгляд.
1. Заранее определяется, сколько очков нужно для победы (рекомендуется – 100), и какие слова можно составлять. Чаще всего это нарицательные существительные размером от трех букв, в именительном падеже и единственном числе (во множественном числе допускаются только слова, не имеющие другой формы, например – ножницы, брюки);
2. Колода перемешивается, и каждому из игроков раздается по 7 карт, а одна кладется на стол рубашкой вниз – она станет началом «ленты»;
3. Ход каждого игрока состоит из трех фаз:
- Из колоды добирается 3 карты (их можно взять заранее, чтобы подумать во время чужого хода, но лучше не смешивать их со своими), а если колода закончилась, то карты не берутся,
- Из всех карт на руках составляется и выкладывается на стол слово (только одно за ход, если не использована соответствующая карта Действия);
- В Ленту добавляется одна из буквенных карт, оставшихся на руках, после чего ход переходит к следующему игроку;
4. Игрок может «спасовать» - то есть пропустить ход;
5. Игрок может взять из Ленты недостающую карту, но при этом он обязан взять и все другие карты, лежавшие после той, которая ему требовалась;
6. Взятую из Ленты «первой» карту игрок обязан обязательно использовать в составлении слова, причем набирать карты заранее нельзя – если уж вы потянулись к Ленте, то будьте любезны выложить слово в этот же ход;
7. Нельзя использовать буквы только из Ленты – игроку необходимо использовать хотя бы одну свою букву;
8. «Ундервуд», то есть универсальную карту, нельзя выкладывать в Ленту, зато им можно заменить любую другую недостающую в выкладываемом слове. Так же в одном слове можно использовать несколько «Ундервудов», но игрок должен четко сказать, какую букву заменяют эти карты;
9. Другой игрок может заменить «Ундервуд» в своем или чужом слове на букву, которую он заменяет, и использовать его в своем новом слове сразу же;
10. Игрок может использовать с новым словом одну из карт действия, которые увеличивают очки. На каждой карте действия указано условие для ее использования, и действие. Использовать можно только одну карту Действия к одному слову за кон – во второй раз эта карта уже не используется;
11. Если у вас на руках есть ненужные карты действия, то вы можете показать их другим игрокам, отложить в сторону и взять из колоды новые;
12. Партия заканчивается, когда на руках одного из игроков не остается буквенных карт, и начинается подсчет очков. Цена всех букв в словах, выложенных на стол, суммируется с учетом Карт Действия. Все призовые карты, оставшиеся на руках, не считаются, а буквенные карты засчитываются в минус согласно своей «стоимости», а «Ундервуд» на руках приносит -5 очков, а в слове не приносит вообще. Игрок, набравший условленное количество баллов, объявляется победителем;
Цифра 2 прямо под буквой указывает число очков, которые будут начислены за эту карту при подсчете, а цифра 4 на стилизованной стопке означает число карт с данной буквой в колоде.
Чем меньше карт с данной буквой в колоде, чем они «дороже». |
Возможные тактики и хитрости:
- Закидайте Ленту сложными в использовании буквами типа «ы, ъ, щ», чтобы другие игроки набрали себе полную руку «мертвого груза», который вдобавок при финальном подсчете может оказаться весьма и весьма тяжелым.
- Копите карты, чтобы выложить более длинное слово, и избавляйтесь от всех ненужных, чтобы закончить кон неожиданно для противников.
Вывод
Если сравнивать с «Эрудитом», то «Ундервуд» проходит куда более динамично, так как нет нужды привязываться к игровому полю и другим выложенным словам, и поэтому слова составляются куда легче.
Эта игра универсальна – ее правила просты и не загромождены деталями, а саму игру можно взять с собой куда угодно. Она подойдет и для любой по размеру компании, и сможет послужить отличным обучающим пособием для ребенка. При этом она оставляет кучу времени для непринужденного общения – например, веселого спора о возможности использования того или иного слова. Малоконфликтная, легкая игра, которую я с радостью рекомендую для домашней игротеки.
Можно даже изготовить такую колоду для латинского алфавита и использовать для изучения множества языков.