Что ж, добро пожаловать в будущее. И не просто в завтрашний день, каким бы он ни был, а в завтрашний день, каким он нам кажется сегодня, каким он нам казался позавчера. Вы в детстве мечтали об очках виртуальной реальности? Чтобы надел — и отключился от всех проблем: уроки не сделаны, родители наседают, у Кольки велосипед круче… Теперь мы уже выросли, у Кольки, наверное, уже какая-нибудь Honda, а очки виртуальной реальности так и не стали распространенным явлением, хотя определенные попытки, не слишком массовые, были. Но сегодня мы познакомимся с устройством, которое вполне может нас вернуть в это мифическое прошлое-будущее из детства — 3D-очками Nvidia GeForce 3D Vision. В обычных домашних условиях с минимальными дополнительными приспособлениями они могут сделать из обычной картинки трехмерную, обеспечив беспрецедентный, как обещают, эффект присутствия.
Основные характеристики GeForce 3D Vision: две составные части — беспроводные очки и проводной инфракрасный эмиттер (передача сигнала на расстояние от 0,5 до 4 м); регулировка глубины «погружения»; 40 часов работы без подзарядки; работа исключительно с мониторами, поддерживающими частоту 120 Гц или DLP HD-телевизорами (при специальном подключении) и проекторами DepthQ HD (недавно нами протестированный Acer S1200 не подойдет, к сожалению); поддержка 3D-фильмов (3D-плеер в комплекте); просмотр стереоскопических изображений. Цена устройства — в районе $200.
Дизайн и устройство
Скажем для начала чуть-чуть о технологии. В пассивных очках применяются простые поляризационные фильтры — картинка, предназначенная для левого или правого глаза, попадает только туда, куда следует. В активных очках, к которым относятся и Nvidia GeForce 3D Vision, электроника попеременно закрывает затвор для левого и правого глаза. Это усложняет конструкцию и приводит к повышению стоимости, но зато улучшает и разрешающую способность с углами обзора. На каждый глаз подается изображение частотой в 60 Гц. Чтобы позволить такую «роскошь», от устройства, воспроизводящего картинку, требуется частота в 120 Гц — следовательно, для работы с 3D Vision требуется монитор специальной формации, DLP HD-телевизор или DepthQ HD-проектор. «Подгоняет» картинку под нужный формат специальный трансформатор-передатчик.
Эта технология требовательна не только к воспроизводящему картинку устройству, но и к видеоподсистеме ПК. Заявлено, что работать оно будет с видеокартами, начиная с серии GeForce 8xxx, но это не совсем верно. Пристойное качество будет демонстрироваться, только начиная с GeForce 9600GT и выше. Мы тестировали 3D Vision с GeForce GTX 260. В качестве монитора взят Samsung SyncMaster 2233RZ — самый доступный на данный момент 120-ГЦ монитор. На компьютере должна быть обязательно установлена Windows Vista, а процессор — не менее Intel Core 2 Duo или AMD Athlon X2. Да, устройство довольно требовательное, поэтому цена в $200 не должна вгонять в заблуждение — если у вас уже не стоит дома максимально совершенное железо, выложить придется еще сумму, в три-четыре раза большую. Но если у вас все уже есть, то милости просим — примериваем очки на себя.
В силу применения активной технологии очки вовсе не выглядят картонной фикцией с красно-синими «глазами». Нет, они вполне соответствуют стандартам современной моды и на вид мало отличаются от обычных солнцезащитных очков. Глянцевое черно-салатовое покрытие, темные пластиковые же «стекла», динамичная форма, прорезиненная выемка для носа. Впрочем, по улице в них лучше все же не разгуливать — вредно для глаз.
В общем, не выглядеть в этих 3D-очках диковато можно, что важно. Но, что гораздо важнее, в них можно чувствовать себя вполне комфортно.
Сменные выемки для носа (подогнать очки под нужный размер не составит труда), резиновые же заушины, легкость (да, несмотря на электронную начинку, эти очки весят всего 50 грамм, вес этот совсем не чувствуется), грамотная форма и вполне приемлемая ширина. Кстати, эти очки вполне можно надевать поверх обычных корректирующих, в таком положении немного усиливается давление на переносицу, и только. А вот с наушниками их использовать уже неудобно, хоть и не критически.
Электронная начинка скрывается большей частью в левой дужке, где заметна характерная выпуклость солидных размеров, но не мешающая носить эти очки.
Над этой выпуклостью находится кнопка включения с индикатором состояния (горящим красным и зеленым в зависимости от уровня заряда).
Снизу находится порт miniUSB для зарядки очков.
На правой дужке также есть выпуклость, но поменьше. И никаких функциональных элементов.
Основной блок представляет собой миниатюрную пирамидку из глянцевого черного пластика. Спереди у нее расположена кнопка включения/выключения всей системы.
Сзади мы видим опять-таки порт miniUSB (применение в этой системе исключительно этого, самого массового интерфейса для зарядки и соединения с компьютером несказанно порадовал — это очень альтруистично по отношению к обычному пользователю), индикатор состояния, 2-5 мм дырочку подключения комплектного провода к стереоинтерфейсу VESA на телевизоре или проекторе (подключать столь хитроумно систему к ПК не нужно, достаточно и простого USB-подключения) и колесико регулировки глубины погружения.
На поверхности блок стоит крепко благодаря четырем резиновым ножкам-прокладкам.
Система, в целом, компактная (на фотографии чуть выше очки представлены в компании с другим интересным гаджетом — часофоном LG) и достаточно простая, малое количество элементов и минимальное количество всяческих кнопок-переключателей настраивают на бодрый лад. Также радует то, что система беспроводная, в отличие от тех активных стереоочков, что мы видели раньше (скажем, знаменитые ELSA 3d-Revelator), это предоставляет важную для игрока свободу.
Качество сборки хорошее, но пластик на стыках не выглядит таким уж надежным. Но это лишь впечатление, на деле за несколько дней тестирования никаких неприятностей с устройством не произошло.
В игре
Настройка системы действительно проста — нужно просто подключить оба элемента к ПК, загрузить с прилагаемого в комплекте диска драйверы и выставить на мониторе необходимое разрешение (1680х1050) и все, можно играться. Это действительно удобно. Правильный подход.
Ну что ж, не будем долго ходить вокруг да около (и так уже нагулялись), а перейдем сразу к делу — поиграем.
Награды:
По результатам обзора редакцией Hi-tech@Mail.Ru данному устройству присуждена награда «Бронзовая "собака"»
Мнение заядлого геймера
Сначала объективная реальность. Тезисно. Падает ли производительность системы от двойного объема кадров, которые необходимо обрабатывать? Да, падает, по многочисленным замерам — в два раза. При этом на мощной системе, вроде той, что была у нас, на глаз это не заметно. А вот при работе с видеокартами, поддерживающими 3D Stereo «впритык», придется солидно снижать детализацию. Заметно ли мерцание? Да, заметно периферическим зрением, хотя максимальное затемнение комнаты снижает этот неприятный эффект до минимума. Но не убирает вовсе — от него все равно устает голова, а в комбинации со слабыми сосудами (как у меня, например), — начинает болеть где-то через час-полтора. Впрочем, это очень индивидуально — большинство людей могут играть по два-три часа без заметной усталости, но больше все же мы бы не рекомендовали (и не только в 3d-очках).
Сильное ли затемнение? Да, очень заметное, иногда приходится вытягивать яркость на максимум, но и это не помогает. GeForce 3D Vision лучше всего работает с играми неяркими, где свет не играет большой роли. Страдает ли цветопередача? Никоим образом, цвета насыщенные и точные. Поддерживается мало игр и те неполноценно? Нет, это не так — достаточно взглянуть на выложенный в открытом доступе список игр. Из них где-то в районе сотни и вовсе поддерживаются с максимальным качеством. Да, Nvidia проделала очень солидную работу по интеграции своей новой разработки, тут вопросов нет.
Теперь приступим к субъективной оценке работы GeForce 3D Vision. Ассортимент игр был не очень широк, зато вполне актуален. Call of Duty: World at War, Mirror’s Edge, Fallout 3 + Burnout: Paradise и Spore (в малом объеме). Мы смогли оценить работу устройства с демо-роликами, шутером от первого лица, ролевой игрой, action с видом от третьего лица, гонками и «стратегией» (все же Spore не относится к таковым в полной мере).
Демо-ролики, призванные выставлять 3D Vision в наилучшем свете, производят очень приятное впечатление, но сокрушительного «вау-эффекта» нет. Как мы поймем позже, он и не появится, это не революционное устройство, оно не переворачивает сознание. Примерно то же было и с очень интересным игровым контроллером ASUS Eee Stick, о котором мы писали не так давно.
В гонках (максимально динамичных и по полной программе задействующих зрительные нервы с вестибулярным аппаратом) устройство показывает себя хорошо — при виде «со стороны» создается заметный объем, отчего динамика происходящего повышается. Но, во-первых, такой обзор в гонках быстро надоедает, хочется за руль, где эффект не так заметен. Во-вторых, на продолжительном временном отрезке интерес к эффекту теряется — он не меняет почти никаким образом восприятие игры
В Spore объем также заметен, но тут эффект еще ниже — картинка просто становится чуть выпуклой, преимуществ в сравнении с «обычным» режимом почти нет.
В шутере от первого лица, а именно в Call of Duty: World At War, эффект более всего заметен в режиме прицеливания. Оружие очень сильно выделяется на общем фоне, это сильнее погружает в атмосферу игры. Но есть и обратная сторона — игра становится в самые напряженные моменты похожа на обыкновенный тир. На переднем плане — выступающее над картинкой оружие и прицел, а на заднем бегают человечки. Тоже, конечно, чуть объемные, но это практически не бросается в глаза.
В Mirror’s Edge впечатление было несколько подпорчено тем, что игра чрезвычайно светлая, с большим значением именно этого элемента, а затемнение в очках малость «портит» картинку. С 3D же все более-менее неплохо, но, опять же, без «вау».
Больше всего восторгов вызвал Fallout 3. Все эти выступающие одна над другой менюшки, натуралистичный «пип-бой», все эти выскакивающие из темных углов рейдеры, летящие на тебя прямо с экрана (мы не пробовали очки в Left 4 Dead, но, думается, они произвели бы солидное впечатление). Игра темная, что сказалось на впечатлениях. Но больше всего порадовали будто бы находящиеся «в глазах», многослойные игровые меню — очень способствует погружению в процесс.
Итак, подводим итог субъективным впечатлениям, опять же, тезисно. Очки придают игровым объектам объем. В темных играх эффект значительно сильнее. 3d-погружению не хватает глубины — чтобы не допустить расплывчатости картинки в шутерах, приходилось выкручивать колесико настройки на уровни, близкие к минимальным, в стратегиях и гонках же эффект от 3d-очков «по умолчанию» не может быть столь ярким. Несколько странновато ведет себя система с источниками света в кадре — есть некоторые «глюки», которые, думается, зависят больше от драйверов и будут исправлены. Взгляд постоянно упирается в кромку монитора, 22-х дюймов для такой технологии откровенно мало. Хотелось бы попробовать 3D Vision с полноразмерным телевизором или, еще лучше, с проектором. Чем мы и займемся, надеемся, в середине лета. «Вау-эффект» не слишком силен. 3D Vision воспринимаются скорее как приятное дополнение, «штришок», а не вещь, способная изменить представление об игровом мире.
Как, кстати дело обстоит с 3d-кино? Пока что оно находится на втором месте в списке приоритетов разработчиков оборудования для создания объемной картинки — слишком мало выпускается фильмов в таком формате и подвижки к чему-то большему пока не особо видны. Но то, что уже создано, спокойно можно смотреть с помощью 3D Vision, в специальном видеоплеере, поставляющемся с устройством.
Мнение
Павел, 30 лет, менеджер проекта
Геймер с многолетним стажем
Моё знакомство с системами стереовидения началось ещё с виртуального шлема VFX-1, хотя тогда я был больше поражён системой отслеживания поворотов головы (сейчас с этим прекрасно справляется TrackIR). Затем, где-то в 2000 году я попробовал 3d очки от Asus. И вот сегодня, спустя 9 лет, я держу в руках изящную вещицу — 3d очки от Nvidia. Что же изменилось? Дизайн — безусловно. Очки стали беспроводными, они гораздо легче, приятнее. Картинка?
Не изменилось ничего.
Впрочем, по порядку. В первую очередь нужно отдать должное — для очков не требуется специальный софт, трёхмерность достигается во многих современных играх. Система требует некоторого привыкания, в чем серьёзно помогают два красных колечка по центру экрана и регулятор "глубины". На наименьшей глубине совместить два колечка в одно удаётся довольно быстро, но требуется закрепить навык прежде чем перейти к более насыщенной трёхмерности. Навык закрепляем игрушками.
Call of Duty: World at war.
Первое ощущение — а где 3d? Присматриваемся. Тяжеловато. И тут вдруг прямо в воздухе перед глазами возникает предупреждение про готовящуюся взорваться гранату. Смотрим. "Радар" и прочие служебные надписи тоже "висят в воздухе", очень впечатляет! Но ещё больше впечатляет прицельная марка винтовки в режиме прицеливания. Вот тут 3d раскрывается в полной мере - рамка близко, мушка далеко, цель ещё дальше. Очень приятно.
Попрактиковавшись, переставляем регулировку глубины на середину, продолжаем и резюмируем:
Плюсы. Приятные висящие в воздухе информационные поля, ярко выраженная трёхмерность на прицельных рамках.
Минусы. Поле боя в 90% ощущается плоским, солдаты, грузовики и т.д. ощущения объёма не оставляют. Вспомнил про игру в трёхмерном режиме только оказавшись лицом в корнях поваленного дерева - распределение веток ближе/дальше восстановилось. Огромный минус - источники освещения. Уже освоившись с трёхмерностью внезапно обнаружил что яркое пятно источника света и нарисованная лампа на стене не совпадают. Попытавшись глазами их "свести" в точку развалил всю остальную картинку.
Mirror’s Edge.
Не осилил. Вообще. Картинку свести в единую так и не удалось, возможно виновато сложное контрастное освещение.
Fallout 3.
Прекрасно! Просто прекрасно, с самого начала лёгкий налёт 3d ощущается во всём: стулья, ограда детского манежа, всё на своих местах согласно сюжету, расстояние ощущается совершенно корректно. Присмотревшись внимательнее к ограде, походив вокруг неё утверждаюсь - действительно, трёхмерна! Тела людей не так объёмны, как хотелось бы, но тем не менее гораздо лучше чем в CoD.
Но окончательно уносит в мир виртуальной реальности взгляд на пипбой. Не сдержал восторженного возгласа и перехваченного духа. Просто волшебно, экран пипбоя на одном расстоянии от глаз, браслет и элементы управления на другом, картинка пипбоя - в его глубине. Всё чётко, контрастно и до безобразия объёмно.
Вердикт:
В целом, трёхмерность, передаваемая очками, ничем не отличается от аналогичной, виденной мною в 2000 году в очках от Asus. Постоянно преследует ощущение "слоистости" этого объёмного мира, как будто смотришь на "трёхмерную открытку" - на дальнем плане плоские декорации, затем плоский задний план и плоский передний план. Так же, как и в asus'овских очках, больше всего впечатляли висящие в воздухе менюшки и летящие прямо в глаза из-под колёс NFS'а листья и мусор. В очках Nvidia основную трёхмерность создают фишечки типа меню и прочих объектов, в силу своей структуры легко пилящихся на плоские слои, параллельные экрану монитора (ограда, пипбой, борт грузовика, прицельная рамка винтовки и т.д.). Сложные объекты и сцены в основном поле игры, к сожалению, по большей части выглядят плоскими. Я вполне допускаю, что это недостатки не столько технологии 3d очков, сколько реализации 3d графики самих игр, не ориентированных на такой способ их восприятия. Однако возможность взглянуть на привычные игры с новой, объёмной точки зрения, подкупает. Не стоит так же забывать об элементах интерфейсов операционных систем, которые представляют собой плоскости по определению, и там такая трёхмерность проявляет себя во всей красе.
Комплектация
Чехол для хранения
Салфетка из микрофибры
Сменные насадки на нос
Аудио кабель 5’ VESA stereo на 2.5 мм stereo
10’ кабель DVI – HDMI
10’ кабель USB 2.0 type A -- 5-pin mini-B
6’ кабель для подзарядки (USB Type A -- 5-pin mini Type B)
Руководство по быстрому запуску
Инсталляционный диск
Комплектация очень солидная, приятно. Особенно полезна салфетка — очки быстро загрязняются, протирать их приходится часто.
Резюме
Вслед за игровым контроллером ASUS Eee Stick, превращающим ваш ПК в Nintendo Wii, мы протестировали и другое необычное игровое устройство. И снова не произошло переворота в мозгах, снова не захотелось бросить все, сбегать и купить его в комплекте с 5-6 играми и забыться в эскапизме игрового процесса. Нет, GeForce 3D Vision — это «просто» самая удачная реализация технологии активного стерео-3d. Простая в установке, недорогая сама по себе, поддерживающая очень высокие разрешения и не убивающая полностью производительность компьютера. Но у нее есть недостатки: во-первых, необходимость докупать дорогой 120-Гц монитор или еще более дорогие телевизор/проектор, а также серьезная требовательность к производительным ресурсам ПК. Во-вторых, достаточно быстро устающие от мерцания глаза. В-третьих, сильно затемнение изображения порой мешает. В-четвертых, впечатление, производимое 3D Vision, не искупает всё. Не хватает глубины, не хватает какого-то беспрецедентного погружения в процесс. Все смотрится очень неплохо и не более того. Впрочем, в полной мере оценить эту характеристику 3D Vision можно будет только с проектором или телевизором солидной диагонали — небольшой монитор, конечно, чуть мешает погрузиться в полной мере.
Но все равно — вещь особенная. Понимаете, не важно, что болит голова, что атмосферный шутер становится похожим на тир, что темно. Важно ощущение, благостно разливающееся по мозгу и телу — ощущение, будто я попал в будущее. То самое будущее. Из детства.