«To kill or not to kill…
What a stupid question!»
Чувак-из-Postal
Бессмысленной жестокостью в играх нынче никого не удивишь. Семь лет назад выход проектов, подобных Postal, Carmageddon и Quarantine, сопровождался фурором и демонстрациями активистов с обоих фронтов. Виртуальных жителей давили, нанизывали на шипы и поджигали огнеметом, а в это время на монитор летели фонтаны томатного кетчупа. Одноклеточная аркада Postal шокировала одной лишь завязкой — некий Чувак встал спозаранку, надел дождевик, схватил автомат и давай стрелять всех без разбора: детей, полицейских, собак, женщин и даже страусов. Разработчики млели от активного внимания прессы, делали непристойные жесты в адрес ненавистников и грозились выпустить сиквел.
Пять дней опасной жизни
Они сдержали угрозу. Вдоволь покуролесив, Чувак благополучно откинул копыта, но таки успел оставить потомство. В тесном трейлере, что стоит в одном из дворов аризонского городка Парадайз, ютится его сын, похожий на папашу как две капли воды. Чувак-младший — существо незлобивое: при желании он может отстоять очередь в супермаркет и проглотить все обиды от «усамо»-образного продавца, даже не прикоснувшись к рукояти пистолета. Ему ничего не стоит превратить оплату квитанции в банке в феерическое шоу с литрами бензина и десятками людей-факелов, но он способен и подождать пять минут у кассы. Избить с полдюжины прохожих, отрубить башку прибежавшему на шум полисмену и порвать в клочья возмущенную публику, жонглируя окровавленной головой? Тоже позволено. В теории. Поскольку на практике лозунги «Игра жестока в той же мере, сколь жестоки вы» и «Postal 2 можно пройти без единого убийства» оказываются еще лживей, чем предвыборные обещания политиков.
Внятного сюжета нет. Есть только цель — прожить пять дней, выполняя вполне житейские задачки: купить козлиного молока, получить бандероль, помочиться на могилку любимого папы, взять автограф у Гэри Колмана, декапитировать дядюшку, вылечить гонорею… Но так ли это весело, как расписывали год назад сотрудники RWS?
Наша свобода ограничена рамками города, отдельные кварталы которого становятся доступными по мере приближения пятницы. Три-четыре задания выполняются в произвольном порядке, но финал каждого из них хорошо укладывается в формулу «…а потом дерьмо попало в вентилятор». Как только мы совершаем требуемое действие, всегда что-то случается. На банк ВНЕЗАПНО нападают грабители. Нелегальную шарашку по производству бифштексов из человечины ВНЕЗАПНО накрывает ФБР. Церковь ВНЕЗАПНО подвергается нападению воинствующих мусульманских фанатиков. Офис Running with Scissors ВНЕЗАПНО заполняет свора безумных членов организации «Родители против жестокости» с пистолетами наголо.
Предсказуемые «неожиданности» набивают оскомину уже на второй день пребывания в Парадайз-сити. Столкнувшись с агрессивными противниками, мы воленс-ноленс вынуждены прибегать к насилию. Пацифисты тут же получают смертельную дозу свинца — все без исключения NPC являются мастерами по неспортивной стрельбе в спину с любого расстояния. Делаем пару шагов — «load game». Еще одна попытка бегства. Загружаемся снова. Загружаемся. Загружаемся. Господин Чувак, вы не устали?
Через несколько секунд к компании дохлых миротворцев присоединяются и воинственно настроенные игроки. Как мы уже сообщали, в лексиконе обитателей городка отсутствует глагол «промахиваться», поэтому уже на среднем уровне сложности любое сопротивление становится бесполезным. Даже в бронежилете наш герой настолько хрупок, что выигрышная в любом другом шутере стычка «трое на одного» заканчивается повторным прохождением уровня.
По сути, нам навязывают единственно верную тактику: гордо стоять в очередях, выплачивать требуемые суммы денег, стоически выносить оскорбления и не нападать первым. Если же дело труба — прятаться за спины прохожих и молиться, чтобы не прибили. Насилие чревато для здоровья, намекают разработчики. Правда, доллары все равно придется воровать у честных граждан, а эта процедура не самая безопасная. Load game?
Далеко от рая
Город выглядит неплохо. Главное — не заглядывать в помещения, ибо туда руки дизайнеров дотянуться попросту не успели. Красивые фасады зданий неприятно контрастируют с размытыми текстурами и вопиющей угловатостью внутренних комнат. Во время прогулок по Парадайзу создается впечатление, будто разработчики попросту не знали, что делать с таким количеством полезной площади. Вот где пригодились бы таланты художников Devastation! Выгодно смотрится лишь фабрика по производству напалма — здесь и архитектура с претензиями, и particle-эффекты модные, и окружение в меру динамичное.
О том, что в шутерах должна присутствовать интерактивность, напоминают гуттаперчевые трупы, картонные коробки, реалистично разлетающиеся в стороны от удара ногой, кувыркающиеся в воздухе автомобили да потайная хижина террористов, куски которой накрывают добрую сотню метров. Всё. Иных увеселений не предусмотрено. Go play outside. Трудно представить, в какое гуано превратился бы Postal 2, не окажись у RWS под рукой лицензии на физический движок Karma. Но руки-ноги от тел не отделяются, и это странно — ведь с расчлененкой на пять справлялась даже консольная GTA 3.
Обо**ать
За исключением квестов и бесцельного блуждания по окрестностям, в Парадайз-сити абсолютно нечем заняться. Да и стимул к дальнейшему прохождению отсутствует. Ядреный финал? Сочные видеоролики? Таблица рекордов? Секретные уровни? Бонусные поручения? Не в этой жизни. Быть может, игра создана специально для снятия стресса при помощи случайного геноцида мирного населения? И снова мимо! О том, насколько проблематичной может оказаться борьба с обществом, читайте выше.
Ситуацию усугубляют утомительные (от 20 секунд до минуты) загрузки фрагментов города. Важные «достопримечательности» всегда разбросаны по противоположным углам карты, так что нетрудно представить, в какую пытку превращается поход за какой-нибудь говяжьей отбивной. Кроме того, по «промежуточным» кварталам курсируют востроглазые сволочи, поэтому не факт, что до точки назначения удастся добраться без фатальных происшествий. Точнее, не факт, что вообще удастся куда-либо приползти.
Иногда авторы просыпаются после сиесты и вспоминают о том, что гостей необходимо развлекать. Праздношатающиеся педестриане останавливаются и дурными голосами заводят вполне смешные беседы. Фараоны колотят «демократизаторами», а затем расстреливают в чем-то провинившихся горожан, одновременно бросая косые взгляды на оттопыренные карманы и расстегнутую ширинку протагониста. Малейшее подозрение — и к Чуваку устремляется полицейский, на бегу зачитывающий текст прав Миранды. Тут нам предлагают выбор: задать стрекача, сесть в тюрьму или задобрить копа ароматными пончиками.
Есть и специфический вариант: пописать собеседнику в, извините, лицо, спровоцировав тем самым характерный рефлекс. Видимо, ради таких моментов и существует Postal 2. Более извращенное удовольствие можно получить разве что в режиме Extended Game: там урина превращается в заменитель напалма, вследствие чего возникает острое желание всех обо**ать. Чисто ради прикола.
Шок вчерашней свежести
Увы, мир сильно изменился по сравнению с 1996 годом. Наши еnfants terribles слишком поздно решили шокировать публику, слишком опрометчиво отказались от сторилайна, сварганив не совсем съедобное блюдо 10-часовой длины. Маргинальному шутеру Postal 2 не суждено повторить успех маргинальной аркады Postal, ибо мы видели фокусы и покруче.
Пылающие люди и трупы на кольях? Запустите Kingpin или Messiah. Нарушение правил общественной морали, помидорный сок, оторванные конечности на асфальте, издевательства над полицией? Это и многое другое есть в Grand Theft Auto 3. Давно ли вы избивали ни в чем не повинных людей бейсбольной битой в Mafia, декалитрами высасывали кровь в Legacy of Kain и сносили головы в Blood 2? «Будоражащие» сцены массовых убийств в Postal 2 — труха по сравнению с десятью секундами поедания человеческих легких в Alien versus Predator 2. Хотите тонны неаппетитного мсяо? Мисс Рейн и Severance: Blade of Darkness к вашим услугам. Требуется чрезмерная интерактивность? Duke Nukem 3D и Shadow Warrior по-прежнему остаются королями жанра «сортирная шутка». Разве что кошек на дробовики до RWS никто не нанизывал. А в остальном — ничего нового.
Даже неполиткорректность в отношении рас, женщин и сексуальных меньшинств, — последняя надежда разработчиков на шумный скандал, — и та надоедает. Ну, хорошо, пусть по улицам Парадайз-сити расхаживают угнетенные негры, лесбиянки, гомосексуалисты, тупые реднеки, садо-мазохисты, трансвеститы, католические священники-педофилы, а араб-бакалейщик смахивает на бин Ладена и при каждом удобном случае благодарит за «нечистый» визит в его лавку. Обругают они нас, а мы в ответ — пулю. И позорно умрем.
Насилие в чистом виде не может быть развлекательным. Лошадиные дозы контркультуры и «чикатиловщины» являются для нормального человека не менее унылыми, чем круглосуточный просмотр ситкомов и удушливый микроменеджмент очередного «тайкуна». Игровая индустрия знает уйму примеров, когда капли алой жидкости и яркие образы выворачивали игроков наизнанку, сохраняя при этом таинственную субстанцию «fun». I Have No Mouth and I Must Scream, DreamWeb, Harvester, Sanitarium, Blackstone Chronicles — в этих проектах жестокость и спорные темы органично дополняют общий замысел, а не болтаются в вакууме сырого геймплея. Черт возьми, даже первый Postal во сто крат увлекательней сиквела!
До какой части тела (или органа) пытались достучаться своим произведением Винс Дези и компания, мы не знаем. Но попали они точно не в мозг.