Разные люди ищут в видеоиграх разные вещи. Кому-то важна новая графика, и интенсивный геймплей. Чтобы всё вокруг было интерактивным, количество моделей на экране выражалось, как минимум, трёхзначным числом, все текстуры были самого высокого качества, а шейдеры – последней версии. Кому-то важно стать самым могущественным персонажем на сервере, побеждать всех в PvP и стоять во главе огромного альянса. Есть люди, которые ищут в играх интересный сюжет, ценят неоднозначность того, что они видят на экране, собирают по кусочкам информацию, рассредоточенную по игре, пытаются сложить всё, что происходит на экране в целую картину и понять, что именно хотели сказать игрокам разработчики. Игры, которые нравятся последней категории игроков, на мой взгляд, ближе всего находятся по отношению к кинематографу и литературе. Persona 3 – как раз такая игра.
Вышедшая в 2006 году на PS2, Persona 3 не задаёт новых технических стандартов. Графика добротная, но простая. Физика практически отсутствует в игре. Сюжетные мотивы наверняка знакомы всем, кто хоть немного увлекается японской анимацией или японскими ролевыми играми. Группа школьников, обнаруживших в себе необычные способности, противостоит «Теням» - духам, которые питаются эмоциями обычных людей.
Что же заставляет людей играть в Persona 3? Почему на форумах столько положительных отзывов, а продажи оказались настолько удачными, что через короткое время после релиза вышла переработанная и дополненная Persona 3: FES, а чуть позже, и полноценная Persona 4? Думаю, секрет в том, что создатели игры смогли совместить модную в последнее время историю об «обычных школьниках, которые стали супергероями» и вечные вопросы, которые занимают человечество не одну сотню лет.
Что же такое «Персона»? В латинский язык слово «персона» пришло из этрусского и использовалось в значении «особа», «личность». Так же, «персоной» называлась маска, в которой театральный актёр играл свою роль. Много позже, слово «персона» нашло применение в психологии. Психологические теории Карла Юнга используют концепт персоны. Насколько я понимаю, персона в психологии – это «маска», «внешний вид», который человек «носит» во время контактов с окружающим миром. Важно понимать, что персона – это не попытка бегства от реальности и не что-то искусственное. Персона – это образ, который человек, часто неосознанно, создаёт для себя. Персона меняется в зависимости от обстоятельств, взглядов человека, различных внешних и внутренних факторов и т.п.
Теперь немного о самой игре.
По сюжету, обычный японский школьник переходит в новую школу. Родителей у главного героя нет, поэтому он живёт в общежитии. В школе он знакомится с одноклассниками, в общежитии живёт пара очень симпатичных девушек, всё бы хорошо, но, оказывается, время в этом городке течёт по-другому. По неизвестной причине, в сутках, сразу после полуночи, появился двадцать пятый час. Обычные люди не замечают этого. Во время «тёмного», двадцать пятого часа, они оказываются в странного вида гробах, а с утра ничего не помнят. Во время тёмного часа, в мир приходят Тени – демоны странного вида. Они питаются эмоциями людей, в результате чего жертвы перестают реагировать на вещи, происходящие в их жизни. Выглядит это, как странная психическая болезнь, названная «Синдромом Апатии». Главный герой и его друзья сохраняют память о тёмном часе и способность передвигаться, благодаря персонам – сущностям, пришедшим из глубины души и сознания героев.
Персоны делают возможным противостояние Теням. Через некоторое время, главный герой узнаёт, что по ночам, школа, в которой он учится, превращается в бесконечный лабиринт – Тартарус. Внутри него лежит ключ к прекращению случаев Синдрома Апатии и уничтожению двадцать пятого часа. Особенности главного героя к вызову персон уникальны. В отличие от своих друзей он не пользуется какой-то одной персоной, а может вызвать около 170 разных сущностей, различающихся своими способностями.
Каждая персона по-разному эффективна в определённой ситуации. Например, против ледяных теней стоит использовать персоны с огненными способностями. Ничего не напоминает? В определённых случаях в нашей жизни, все мы надеваем разные маски, используем разные персоны…
Немного о геймплее. Persona 3 – это слияние двух жанров. Симулятор свиданий, известный любителям японских анимационных квестов, и классическая JRPG. Нам предстоит прожить вместе с главным героем около года.
Каждый день (конечно, если это не выходной) нужно вставать, идти в школу, общаться с друзьями, готовиться к экзаменам. Герой может быть усталым, если предыдущая ночь проведена за учебниками, или больным, если он не отдыхает несколько дней подряд. Днём и вечером можно встречаться с девушками, заниматься, кендо, плаваньем, рисовать. Проводить время в совете учеников или в кружке фотографии, помогать старой паре в книжном магазине или гулять с собакой. Это только несколько примеров того, что можно делать в игре.
Ночью же, можно спать или отправиться в Тартарус, чтобы попытаться разгадать тайну двадцать пятого часа и остановить синдром апатии. В Тартарусе нас ожидает зачистка подземелий с пошаговыми боями, прокачкой, поиском сокровищ и т.п. Сначала всё довольно просто. Враги разнообразны, персоны делают бои интересными, команда героев не проводит в Тартарусе слишком много времени. Но примерно этажу к сотому, бои в Тартарусе превращаются в однообразный «гринд», на который далеко не у каждого хватит терпения и нервов.
В определённый момент, я чуть не забросил из-за него игру, а потом понял – этот гринд – метафора нашей повседневной жизни. Рутина. Каждый день на работу\в университет\в школу\однообразный день в армии… Только те, кто смогут справиться с этим, найти в себе силы не сломаться, двигаться вперед по направлению к своей мечте, смогут дойти до финала и получить ответ на самый главный вопрос.
Теперь немного о системе создания персон. Для этого используются карты Таро, о которых я уже писал в одной из своих предыдущих статей. Здесь я не буду рассказывать о том, как работают карты Таро. Кому интересно могут использовать ссылку выше. В общем, говорят, что если пытаться узнать будущее (например, предсказать его с помощью Таро), то человек может настолько зациклиться на том, что ему предсказали, что неосознанно превратит свою судьбу в реальность. То есть, предсказание повлияет на ход его мыслей, на его поступки. Теперь обратим внимание на то, как создаются новые персоны.
Сам процесс создания персоны, похож на гадание – из колоды выбираются две, три, а позже в игре и четыре, пять или шесть карт. И их сочетание создаёт персону (в настоящих Таро, по сочетанию карт предсказывается будущее). Персона работает так же, как и предсказания – своими способностями она обусловливает действия персонажа. Возможности главного героя обусловлены его персоной. Его персона – предсказание – это его судьба. Теперь самое главное. Сила созданной персоны напрямую зависит от того, как главный герой живёт в своей обычной жизни. От того с кем общается, с кем дружит или ссорится. Как часто помогает другим, насколько он честен с теми, кто на него полагается. В игре это отображено с помощью так называемых социальных связей (social links). Например, провёл время с одинокой старой парой, напомнив им о недавно погибшем сыне, персоны определённого типа стали сильнее. Отказался от встречи с другом, который переживает не самое лучшее время, из-за того, что в тот же день, симпатичная девушка согласилась пойти с тобой на свидание, персона, зависящая от социальной связи с другом, стала слабее. Конечно, никто не отменял и обычного JRPG гринда (помните, что я сказал насчёт рутины?), но без сильных социальных связей просто невозможно создать по-настоящему мощные персоны, которые очень пригодятся во второй половине игры.
Приведённые мной примеры это лишь малая часть символов и идей из игры, относящихся к областям философии и психологии. Тем игрокам, которые не хотят особенно заморачиваться подобными вещами, Persona 3 может предложить замечательный саундтрек и нескучный сюжет, с множеством второстепенных историй (которые, на мой взгляд, только поданы, как второстепенные, а на самом деле, являются чуть ли не главным элементом в игре). Но не думаю, что игрок, который ждёт от игры исключительно развлечения, будет готов потратить +- 120 часов своего времени и дойти до финала, который, возможно, поможет и вам приблизиться к ответу на самый главный вопрос…
Интересные факты:
1) Дополненная и переработанная версия игры, Persona 3: FES содержит в себе основной сценарий the Journey и дополнение the Answer, события которого происходят сразу после конца the Journey. В the Answer нас ждёт новый персонаж и около 30 часов геймплея. Сюжетная линия, отвечает на некоторые вопросы, оставшиеся после прохождения основного сценария. В основной сценарий добавлены новые персоны, новые социальные связи и множество других игровых элементов.
2) Замечательная музыка для Persona 3 написана Shoji Meguro – композитором серии Shin Megami Tensei. На сегодняшний день есть три альбома с музыкой из Persona 3. Persona 3 Original Soundtrack, Persona 3 FES Original Soundtrack и Burn My Dread ~ Reincarnation: Persona 3 ~ очень качественные аранжировки композиций из первых двух альбомов. Советую послушать всем, в том числе и тем, кто никогда не играл в саму игру.
3) По мотивам игры существует аниме.
Также существует манга по игре и несколько новелл. Насколько я понимаю, на японском языке.
4) Persona 3 – далеко не первое произведение, использующее подобные психологические и философские мотивы. Тем, кто согласен с моей интерпретацией идей игры, советую посмотреть
5) Persona – ответвление гораздо более обширной серии